От архаичных «телег» на спицованных колесах до автономных электромобилей. Как в жизнь английской королевы уместилась почти вся автомобильная история
Cadillac Eldorado
(Фото: autowp.ru)
В то же время начинается расцвет доступных автомобилей, которые позволяют пересесть на четыре колеса миллионам простых покупателей. Подобно Ford T в начале века, народными любимцами становятся Volkswagen Beetle и Citroen 2CV, в Италии появляется смешной микромобиль Iso Isetta (чуть позже ему будет суждено спасти от банкротства компанию BMW).
Еще через несколько лет Fiat освоит культовый 500, а советский «Москвич» совершит огромный рывок вперед и представит модель 402, у которой не будет почти ничего общего с предшественниками, разработанными еще до войны. Наконец, в 1955 году на автосалоне в Париже будет представлен немыслимый по тем временам Citroen DS с инопланетным дизайном и гидропневматической подвеской. К апрелю 1956 года, когда в Виндзорском замке состоится встреча Елизаветы II и Никиты Хрущева, автомобильный мир окончательно перестанет мыслить прежними категориями.
Citroen DS
(Фото: autowp.ru)
1964 год
У королевы Елизаветы рождается уже четвертый ребенок — принц Эдвард. Позади смерть Уинстона Черчилля, встречи с президентской четой Кеннеди и Юрием Гагариным, вернувшимся из космоса, впереди — вручение орденов Британской империи популярным молодым музыкантам из The Beatles. По всему миру набирает обороты движение хиппи, а автомобильная индустрия снова переживает трансформацию.
Aston Martin DB5
(Фото: Aston Martin)
Именно в 1964 году на киноэкраны выходит «Голдфингер», где Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери разъезжает на Aston Martin DB5 с кучей шпионских гаджетов — значение этого тандема для имиджа британского автопрома переоценить невозможно. В СССР тем временем начинается производство «Москвича-408», который произведет за рубежом схожий эффект — очень скоро экспортные поставки начнут составлять более 50% от всего, что производит завод АЗЛК.
Но в мировом и историческом масштабе еще заметнее другие имена: Ford Mustang, Porsche 911, Pontiac GTO, Dodge Charger — все они появились именно в 1964 году, чтобы создать совершенно новые автомобильные классы или переписать правила игры. Отметим, что как раз в этот период начинается первая серьезная работа над аэродинамикой в автоспорте, компания NSU выпускает модель Spider с невиданным доселе роторно-поршневым двигателем Ванкеля, а в Советском Союзе создают прототип такси ВНИИТЭ-ПТ — однообъемника со множеством инновационных решений, которые пойдут в массовое производство только через пару десятков лет.
1976 год
Королева Великобритании первой среди всех глав государств в истории отправляет электронное письмо — для этого Елизавете II понадобилась сеть ARPANET, ранний прототип современного интернета. Машины тоже становятся все более компьютеризированными: чего стоит только роскошный седан Aston Martin Lagonda с полностью цифровыми приборами — этот сухопутный «космолет» выехал на дороги за год до появления «Звездных войн»!
Aston Martin Lagonda
(Фото: Aston Martin)
К середине семидесятых автомобильное оснащение во многом начинает напоминать то, к чему мы привыкли сегодня: кондиционеры и электрические стеклоподъемники становятся нормой, в ремнях безопасности появляются преднатяжители, идут первые эксперименты по внедрению систем ABS, трекшн-контроля и подушек безопасности, хотя по-настоящему массовыми и они начнут становиться только в следующем десятилетии.
Что же до глобальных изменений в автомобильном бизнесе, то вторая половина 1970-х — то самое время, когда мир начинает всерьез говорить о моделях из Японии. Топливный кризис 1974-го больно ударил по американским производителям крутых, но прожорливых дредноутов, зато компактные и экономичные «Сивики» с «Короллами» пришлись как нельзя кстати.
Toyota Corolla
(Фото: Toyota)
Нельзя не сказать и о революции в дизайне. Семидесятые — это эпоха рубленых форм, плоских поверхностей и легендарных клиновидных суперкаров: Lamborghini Countach, Lancia Stratos, Lotus Esprit, Ferrari 308 GTB — все они оттуда. Повлияла эта мода и на облик Volkswagen Golf, вышедшего из-под пера Джорджетто Джуджаро в 1974 году, — думаем, о влиянии немецкого хетчбэка на историю автопрома лишний раз можно не говорить.
И еще две важнейшие машины, без которых рассказ просто не может быть полноценным. В 1976 году начинается производство «вечного» Mercedes-Benz W123. А год спустя на конвейер в Тольятти встает уникальный внедорожник «Нива» с несущим кузовом, ближайшим аналогом которого на тот момент является разве что первый Range Rover — тоже один из любимейших автомобилей британской королевы.
Mercedes-Benz W123
(Фото: Mercedes-Benz)
1989 год
Подходит к концу десятилетняя эпоха совместного правления двух главных женщин Великобритании: Елизавета II останется на престоле, а вот Маргарет Тэтчер покинет свой пост осенью 1990-го. А весной 1989-го британская королева примет в Виндзорском замке Михаила и Раису Горбачевых — тогда еще никто не верил в возможность распада СССР, но дух больших перемен уже витал в воздухе.
Автомобили же к концу 1980-х как раз завершали процесс огромной технологической трансформации — практически все, чем мы пользуемся сегодня, существовало уже тогда. Загибайте пальцы: адаптивные подвески, навигационные системы, сенсорные и проекционные дисплеи, полноуправляемые шасси, активные аэродинамические элементы — так или иначе они уже ставились на автомобили, пусть и были в диковинку.
Chrysler Voyager
(Фото: Chrysler)
Турбонаддув, совсем недавно считавшийся экстремальным приспособлением для болидов «Формулы-1», потихоньку становился обыденностью, семьи вовсю наслаждались преимуществами первых серийных минивэнов Renault Espace и Chrysler Voyager, полный привод стараниями Audi перестал быть уделом суровых внедорожников, и даже советские автомобилисты уже несколько лет катались на современных «восьмерках», наследие которых до сих пор живет в Lada Granta.
Просто посмотрите, какие машины дебютировали в 1989 году: сверхтехнологичный Lexus LS, устроивший панику в штаб-квартирах Mercedes-Benz и BMW; Opel Calibra с невероятно обтекаемым для того времени кузовом; Citroen XM — продолжатель династии футуристичных «французов», у которых так и не появилось прямых конкурентов; умопомрачительное купе BMW 8-й серии в кузове E31. Список можно продолжать долго, но вот суть: если мы скажем, что с тех пор в автопроме толком не появилось по-настоящему новых, революционных изобретений, — почти не покривим душой.
Lexus LS
(Фото: Lexus)
1997 год
Для британской королевской семьи это время навсегда будет связано с гибелью принцессы Дианы в одной из самых резонансных автокатастроф в истории. Каким бы большим, сложным и совершенным ни был Mercedes-Benz S-Class поколения W140, его способностей не хватило для того, чтобы уберечь Леди Ди.
Фото: Mark Wilson / Global Look Press
Совпадение или нет, но за год до этого начинает работу ассоциация EuroNCAP, которая поставила своей целью радикально повысить уровень безопасности всех новых автомобилей — и, пожалуй, именно это стоит считать главным направлением от рубежа тысячелетия и дальше. Автомобили становились все быстрее и мощнее, полуфантастические гаджеты из 1980-х превращались в стандартное оснащение для малолитражек, но самое главное делалось именно в сфере безопасности: кузова — крепче, подушек — больше, страхующая электроника — в каждый автомобиль.
Из значимых автомобильных трендов конца 1990-х надо отметить начало расцвета кроссоверов — Toyota RAV4, Honda CR-V и прочие бьют рекорды продаж, как раз в 1997 году в игру вступает Mercedes-Benz со своим ML, чуть позже подтягивается и BMW X5. Чем все это закончилось, мы с вами прекрасно знаем.
Еще одна примета эпохи — мода на неоретро. Открывает ее безумный «серийный хот-род» Plymouth Prowler, за которым пойдут возрожденные Volkswagen Beetle и Mini, Chrysler PT Crusier, Ford Mustang и прочие. Импульс оказался настолько мощным, что просто модным его уже и не назовешь — скорее это один из устоявшихся стилей, который будет жить еще долго.
Plymouth Prowler
(Фото: Plymouth)
2012 год
Елизавета II праздну, ет «бриллиантовый», 60-летний юбилей пребывания на престоле, а чуть позже — и 65-летнюю годовщину, свадьбы. В это же время на открытии Олимпийских игр в Лондоне показывают ролик, где Ее Величество с Дэниелом Крейгом прыгают с парашютами на арену, стадиона. Не по-настоящему, конечно, но премию за лучшую роль «девушки Джеймса Бонда» королева получила.
Вокруг уже совсем другой мир — таких вот дерзких трюков, общедоступного интернета и победивших соцсетей (к слову, Twitter королева освоила и пользовалась им в возрасте 90 лет). А еще это мир электромобилей. Как раз в 2012 году начинается серийный выпуск Tesla Model S, которая изменила ход истории. Из диковинной игрушки и малоперспективного эксперимента машина на батарейках сначала становится привычным участником дорожного движения, а теперь — и практически неотвратимым будущим.
Свою лепту в расцвет электрокаров внесла и активность экологов, и нашумевший «дизельгейт» 2015 года, ну, а теперь весь мир стоит на пороге неизвестности. Пандемия, глобальная напряженность, зреющий энергетический и экономический кризис — кто знает, что обо всем этом через десяток-другой лет напишут историки? Но есть подозрение, что все самое интересное в истории автомобилестроения Елизавета II успела застать.
Фото: Getty Images
Источник: www.autonews.ru