Уход и заморозка популярных брендов, появление новых марок, повышение цен, дефицит и параллельный импорт: еще год назад такие события трудно было представить. Как изменился российский автопром с 24 февраля 2022 года
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва» Ушедшие концерны начали отключать Россию от программ для ремонта машин «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Стали известны цены на «Москвич 3е» и подробности о комплектации Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица
События 24 февраля 2022 года навсегда изменили российский автором. После начала военной операции на Украине многие иностранные автомобильные бренды ушли из страны, а оставшиеся пытаются избавиться от активов. Сами машины значительно подорожали, а обслуживать их стало в разы дороже и сложнее. Autonews.ru выбрал самые значимые последствия для российской автопромышленности за прошедший год.
Уход автобрендов и закрытие заводов
Одним из первых последствий для российского автопрома стала приостановка производства. На несколько месяцев все иностранные фирмы замерли в ожидании, что ситуация изменится. Но постепенно заводы начали закрываться один за другим. Одним из первых с рынка ушел бренд Renault: российские активы группы Renault перешли в государственную собственность.
Фото: РБК
Доля компании в АвтоВАЗе перешла ФГУП «НАМИ», а завод «Рено Россия» получила Москва. 100% акций ЗАО «Рено Россия» получило правительство столицы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ перешли в собственность ФГУП «НАМИ». На мощностях Renault был открыт российский завод «Москвич». Обслуживание автомобилей Renault возложили на АвтоВАЗ.
Далее от производства в России отказалась Toyota, а премиальный суббренд концерна, Lexus, ушел из России. Затем свои активы государству передал Nissan. В 2023 году АвтоВАЗ стал полноправным владельцем бывшего завода Nissan Manufacturing Rus. В рамках сделки АвтоВАЗ приобрел долю 99% завода Nissan в Санкт-Петербурге за €1. Однако за японской компанией остается право обратного выкупа активов в течение следующих шести лет в случае одобрения со стороны правительства России. На заводе планируют собирать Lada и ребрендинговые модели из дружественных стран.
В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе — завод компании в России проработал три года, с 2019-го. Все активы российского отделения Mercedes-Benz планирует получить один из дилеров бренда, компания «Автодом», — это должно произойти до конца февраля 2023 года. Что новый владелец будет делать с мощностями, пока неизвестно.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Следом об уходе из России сообщил Ford: в России марка производила коммерческие фургоны и работала совместно с «Соллерс Авто», в числе партнеров которой значатся Mazda и Isuzu. После этого японская Mazda заявила о прекращении производства в Росcии — у нас производили Mazda CX-9, кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6. В ноябре Россию покинул и бренд Infiniti.
При этом часть компаний остается в замороженном состоянии, например Kia и Hyundai: завод хранит полное молчание. Хотя из зарубежных СМИ приходят вести об обсуждении вариантов по уходу из России, решений никаких не принято. Схожая ситуация до недавнего времени была и с Volkswagen: завод в Калуге был остановлен, а рабочие получали 2/3 от оклада. Однако в феврале 2023 года в пресс-службе концерна Autonews.ru официально подтвердили, что рассматривают продажу активов «Фольксваген Груп Рус» третьей стороне.
По данным источников, Volkswagen намерен продать только долю в своем предприятии, то есть полностью от активов в России компания не откажется: бренд должен остаться одним из собственников. Как ожидается, новости о возможной сделке должны появиться уже к концу февраля.
Нарушение цепочек поставок, подорожание автомобилей и запчастей
Уход и заморозка работы иностранных автоконцернов в России привела к резкому росту цен на автомобили и дефициту — особенно в бюджетных и недорогих сегментах. Кроме автобрендов, Россию начали покидать и крупнейшие поставщики автодеталей, такие как Bosch. В итоге на несколько месяцев встало производство и на всех крупных отечественных автозаводах, включая АвтоВАЗ. Что привело еще к большему дефициту.
Фото: Техинком Lada
В итоге за 2022 год в России стоимость новых легковых автомобилей выросла на 24,33%, говорится в данных Росстата. Это стало рекордным показателем с 2002 года, когда начали вести подобную статистику. Более всего по итогам 2022 года подорожали новые автомобили иностранных брендов — как импортные, так и произведенные на территории России: сразу на 39,11%. При этом новые легковые машины отечественных марок, а это главным образом Lada и УАЗ, подорожали на 29,65%.
Что касается автозапчастей, то с марта 2022 года автомобильные запчасти подорожали в среднем на 27,7%. При этом редкие позиции от ушедших и замороженных брендов выросли в цене сразу на 50–60%
Появление новых российских брендов и заводов
Следующим важным трендом в российской автопромышленности стал тренд на создание собственных брендов и создание новых российских автопредприятий. Зачастую — с помощью неназываемых партнеров из восточных стран. Президент России Владимир Путин также распорядился принять меры по повышению доступности легковых автомобилей для россиян.
Уже 22 марта 2022 года было объявлено о создании отечественной марки Evolute. Инициаторами выступили Минпромторг, правительство Липецкой области и компания «Моторинвест», владеющая заводом в 50 км от Липецка.
Фото: Autonews.ru
Модельный ряд Evolute состоит из продукции различных марок китайских концернов Dongfeng и Sokon — как по отдельности, так и в рамках совместного предприятия DFSK. Однако под отечественным брендом.
Фото: Autonews.ru
В течение 2023 года модельная линейка отечественного бренда пополнится за счет нового кросс-купе i-Jet, минивэна i-Van и кроссовера с рабочим названием i-Sky. Компания намерена выпустить три новинки в первой половине текущего года. Релизы i-Jet и i-Van запланированы на апрель—май. Помимо этого, во второй половине года Evolute собирается выпустить еще два новых электрокара. Подробности о моделях производитель пока не разглашает. Таким образом, к концу 2023 года модельный ряд Evolute будет состоять из семи электромобилей.
Одним из первых новых российских брендов стал «Москвич». Предприятие открыли на мощностях бывшего завода Renault в Москве.
Фото: Пресс-служба завода Москвич
Там запустили крупноузловую сборку кроссоверов «Москвич 3» с бензиновым мотором и электромобилей «Москвич 3е». Пока модели представляют собой перелицованные версии китайских кроссоверов JAC. Задача на ближайшее время — наладить процессы мелкоузловой сборки с привлечением локальных поставщиков до конца 2023 года.
Фото: Autonews.ru
Следующим этапом будет создание собственной универсальной платформы для отечественного электромобиля, старт производства которого запланирован на конец 2025 года.
После того как Mazda отказалась от производства машин в России, отечественная компания «Соллерс» стала владельцем 100% мощностей бывшего совместного с Mazda предприятия на Владивостоке. Компания выкупила долю японского бренда за €1. После этого мощностях предприятия в 2022 году началась крупноузловая сборка легковых коммерческих автомобилей Sollers Argo и Sollers Atlant.
Фото: Autonews.ru
Автомобили призваны заменить фургоны Ford Transit, которые «Соллерс» выпускал на заводе в Татарстане до ухода Ford с российского рынка. Старт продаж начался в декабре прошлого года. Пока эти модели — также перелицованные версии грузовых машин от китайского JAC, но в дальнейшем также запланирована локализация.
Параллельный импорт автомобилей и запчастей
В 2022 году официальные поставки в Россию машин и автозапчастей из недружественных стран стали невозможны. В ответ на санкционные ограничения в России вновь разрешили параллельный импорт — это ввоз продукции брендов в обход их разрешения:
Плюс ко всему без разрешения правообладателя в Россию можно ввозить автомобили и запчасти брендов Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, MINI и Nissan.
При этом в правительстве оставили за собой право регулярно обновлять этот список.
Однако, как не раз указывали Autonews.ru представители автомобильного сообщества и автодилерских центров, такое разрешение лишь косвенно повлияло на рынок. Дело в том, что для ввоза автомобилей юрлицами до сих пор требуется получение множества сертификатов и других документов для оформления. Чтобы избежать этого процесса, как официальные дилеры, так и частные перевозчики в основном прибегают к схемам с оформлением машин на физлиц. А такая возможность существовала всегда. Ввозить машины таким образом стали, в частности, через ОАЭ, Казахстан, Белоруссию, Армению и другие дружественные страны.
При этом, как указали автомобильные автодилеры и участники рынка, параллельный импорт хоть и помог решить проблемы с дефицитом запчастей, цены на них все равно выросли примерно в два раза и предпосылок для их снижения нет.
Что касается автомобилей, то такую схему дилеры и перевозчики предпочитают использовать для ввода машин более дорогих сегментов, из-за чего в России сложился дефицит доступных автомобилей ценой ниже 1–1,5 млн руб.
Выпуск упрощенных автомобилей
Еще одним новым понятием для автомобилистов стал выпуск так называемых упрощенных автомобилей в России.
Фото: Autonews.ru
Такое решение стало ответом на сложности с поставками необходимых автокомпонентов, из-за которых простаивали или же работали в неполную силу заводы АвтоВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа, УАЗа и других автокомпаний.
Новые правила позволили:
Сначала такая льгота должна была действовать до 1 февраля 2023 года, но затем ее продлили до 1 июня 2023 года.
Укрепление китайских брендов и появление новых моделей.
На фоне ухода европейских брендов свои позиции значительно укрепили китайские марки. Помимо официальных продаж от дилеров, поставки по параллельному импорту организовали и частные продавцы, и сами автосалоны. При этом официальные продажи китайской автомобильной техники в 2022 году выросли незначительно — до 123 572 автомобилей за год. Но из-за падения остального рынка их доля выросла почти в 2,5 раза — до 17,98%.
Фото: Autonews.ru
Наиболее наглядно рост популярности китайских машин виден в списке топ-25 самых продаваемых новых автомобилей от АЕБ. По итогам 2021 года там не было ни одной машины из КНР, а в 2022 году их в топ-25 оказалось уже четыре.
Фото: Autonews.ru
Отдельным трендом стало увеличение доли китайских машин в структуре продаж Москвы и Санкт-Петербурга. По данным «Автостата», в январе продажи новых автомобилей из КНР в этих городах достигли примерно 60%. Примечательно, что доминирующее положение на рынке позволило китайским брендам значительно поднять цены в России — некоторые модели подорожали сразу в полтора раза.
Как считают аналитики, пока предпосылок для снижения цен пока нет. При этом, по данным инсайдеров, некоторые марки, которые пока еще не наладили собственного производства в России, уже изучают эту возможность.
Источник: www.autonews.ru