В России предложили создать новый народный автомобиль. Такие попытки предпринимались и раньше, но далеко не все из них оказались успешными
1967 Citroen 2CV (Фото: autowp.ru)
Народный автомобиль Березовского
Единственной машиной, которая спорит (и побеждает) с оригинальным Volkswagen Beetle за звание самой массовой в истории, является Fiat 124 и все его производные. И львиную долю в этом успехе сыграли классические «Жигули» — модели ВАЗ от 2101 по 2107. По поводу точных цифр идут споры, но суммарный объем выпуска Fiat 124 и его модернизированных версий в разных странах, и в первую очередь в СССР и в России, приблизился к 25 млн штук.
Однако эти машины стали народными не по изначальной задумке, а вопреки. Уже в 1970-х советская экономика столкнулась со сложностями. Вместе с тем первоначально вложенные в Волжский автозавод инвестиции позволяли удерживать относительно низкие цены на производимые машины, а фактическое отсутствие конкуренции означало, что спрос превосходит предложение.
После краха советской плановой экономики классические модели Lada еще более 20 лет оставались востребованы благодаря низкой цене в сочетании с низкой платежеспособностью населения. Но уже в начале 1990-х стало ясно, что рано или поздно придется переходить на более современные автомобили.
Фото: Александр Чумичев / ИТАР-ТАСС
Было очевидно, что народной такая машина станет только при условии низкой стоимости. И с этой идеей выступил предприниматель Борис Березовский.
На тот момент Березовский — совладелец дилерского холдинга «ЛогоВАЗ» с прочными связями в руководстве Волжского автозавода. В ходе начавшейся приватизации он выдвигает следующую схему. Организуется компания АВВА — «Автомобильный всероссийский альянс». Граждане России либо прямо инвестируют в АВВА деньги, либо отдают ваучеры — приватизационные чеки. Эти средства инвестируются в создание нового народного автомобиля, а также в организацию его производства. Впоследстви вкладчики получают либо сам народный автомобиль, либо акции компании.
Фото: Сергей Мамонтов / ИТАР-ТАСС
Чем все закончилось
Официально АВВА так и не смог привлечь достаточно инвестиций для постройки новой производственной линии и выпустить тот самый народный автомобиль. Зато их хватило для того, чтобы Березовский фактически стал главным владельцем «АвтоВАЗа».
Многие вкладчики АВВА, отчаявшись дождаться своих народных машин, продали свои бумаги значительно дешевле их первоначальной стоимости — порой структурам все того же Березовского. Другим повезло больше: уже в 2000-х бумаги с выгодой скупала компания «Тройка Диалог», действующая в интересах государства с целью национализации предприятия и последующей его перепродажи иностранному инвестору (таковым стал Renault).
Самое удивительное, что инвестиции в разработку народного автомобиля не совсем пропали. В том числе на эти деньги «АвтоВАЗ» разработал семейство Lada Kalina. Уже в эпоху Renault эти машины были немного упрощены и удешевлены и превратились в семейство Lada Granta, которое выпускается до сих пор.
Фото: Сергей Мамонтов / ИТАР-ТАСС
Сейчас базовая Lada Granta стоит 692 300 руб. и в общих чертах подходит под описанный Сергеем Мироновым народный автомобиль. На машину уже распространяются госпрограммы, позволяющие получить государственные дотации на покупку врачам, педагогам и ветеранам СВО.
Выходит, что идею Миронова в теории можно реализовать мгновенно. Достаточно расширить государственное субсидирование, о котором он упоминал, таким образом, чтобы стоимость Lada Granta снизилась до 500 тыс. руб. И вот — народный автомобиль.
Источник: www.autonews.ru