Польша перекрыла канал ввоза автомобилей и запчастей в Россию Ввоз автомобилей и запчастей через Польшу в Россию остановлен с 1 июня. С этого момента заработал запрет на въезд грузовых автомобилей с российскими и белорусскими номерами в Польшу. Россия вводит ответные меры
Фото: Shutterstock Продажи нового «Москвич 6» начнутся летом. 5 главных фактов о модели Штрафы за опасную езду и новые ПДД: что изменилось для водителей весной Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Водители пожаловались на «непристойные» номера. Что сказали в ГИБДД
К неожиданным проблемам на пути ввоза автомобилей и оригинальных запчастей в Россию столкнулись участники отрасли. Их причиной стал конфликт между Польшей и Россией: с 1 июня правительство Польши запретило въезд в страну зарегистрированных в России и Белоруссии грузовых автомобилей. Россия, в свою очередь, запрещает движение по территории страны большегрузных автомобилей, зарегистрированных в Польше. Почему водители рискуют остаться без автомобилей и запчастей, разбирался Autonews.ru
Через Польшу в Россию везли BMW и Audi
Автомобильная промышленность Польши считается одной из наиболее сильных в Европе. Однако для России она играет важную роль как транспортный хаб, пояснил в беседе с Autonews.ru источник в логистической отрасли. В том числе в Россию через эту страну поступают автомобили и запчасти.
«По всей Европе сформировались логистические хабы, где грузятся автомобили и автокомпоненты для отправки в Белоруссию и оттуда в Россию, в том числе через Польшу. Есть такой хаб в Болгарии, есть в Бельгии, в других странах. Поляки выступали именно как перевозчики», — отметил источник.
По его словам, из автомобильной номенклатуры везли как собственно автомобили, так и запчасти к ним. При этом речь идет почти полностью о европейских брендах. Японские или корейские автомобили и их детали ввозят через другие страны. Источник также обратил внимание на то, что ввозить машины, которые в Европе стоят дешевле 50 тыс. евро не выгодно. Поэтому запрет, в первую очередь, удалил по поставкам премиальных автомобилей.
«В теории я могу привезти и Renault Logan, и Skoda Rapid. Тем более, эти машины не подпадают под ограничения и не считаются роскошными. Но расходы на доставку от начальной цены не зависят, и цена перевозки бюджетных автомобилей такая же, как и на машины премиум-класса. Получается, добравшись до России эти машина значительно дорожают, что для покупателей в среднем ценовом сегменте критично. Кроме того, значительная часть бюджетных моделей производили в России, в Европе их теперь просто нет в нужном количестве. Таким образом, через Польшу шли машины в первую очередь премиальных европейских брендов: BMW, Mercedes, Audi, Land Rover и так далее», — поделился источник.
Фото: Shutterstock
Как, в свою очередь, рассказал Autonews.ru руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев, именно через Польшу в Россию попадали оригинальные запасные части для иномарок из Европы и других стран.
«Особенность Польши была в том, что значительная часть оригинальных автозапчастей на автомобили из Евросоюза шло именно через нее, — отметил Мосеев. — Поляки охотно занимались этим бизнесом. Введение ограничения на проезд фур этот канал перекроют или сделают их максимально неудобными. Теперь, тем кто работает с параллельным импортом, Польшу придется менять каналы на другие».
Как подтвердил Autonews.ru замглавы комитета по интеллектуальной собственности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Анатолий Семенов, такие ограничения приведут к тому, что бизнесменам придется искать новых партнеров в области логистики и, в том числе, переключаться на перевозчиков из Прибалтики.
«Зеркальные ответные меры реагирования не всегда столь необходимы. Если фуры из Польши везут что-то для нас, не уверен, что стоит их сразу запрещать, даже если Польша не пускает наших перевозчиков. Конечно, поляки возили к нам все, что только можно, включая автомобили. Теперь придется переключаться», — сказал Семенов.
Как бизнес подстраивается под запреты
По словам собеседников Autonews.ru, канал поставок через Польшу является не единственным, и новые меры полностью его не перекроют.
«Я в последних числах мая говорил с белорусскими партнерами, они готовы на границе перецеплять фуру из Польши к седельному тягачу с белорусскими номерами и везти дальше. И даже перегружать товар с машины на машину. Запрета на поставку товаров нет, только на движение грузовиков», — говорит источник Autonews.ru.
По его мнению, новые правила ввоза не отразятся на стоимости доставки. Точнее, источник не исключил, что некоторые поставщики из спекулятивных соображений попытаются получить выгоду в моменте, но вскоре будут вынуждены вернуть прежние цены за свои услуги.
«В логистике растет конкуренция, и цены даже снижаются. Более того, если раньше стоял вопрос «Кто может привезти?», то теперь идет соревнование за то, кто привезет быстрее. Путь запчасти из Прибалтики до клиента в Москве уже сейчас может занимать всего десять дней», — говори источник.
В Минтрансе России заявили, что ограничения со стороны Польши не повлияют на сроки доставки товаров в импортном и экспортном направлениях.
В ведомстве напомнили, что в 2022 году подобный запрет уже вводил ЕС. «Успешный опыт реализации механизма перецепки/перегрузки, введенный в качестве ответной меры в России с 10 октября 2022 года, позволяет в полной мере обеспечить доставку необходимого объема и перечня товаров, следующих через границу», — отметили в Минтрансе.
Чиновники не ожидают и заторов в пунктах пропуска и на подъездах к ним. «С учетом имеющихся достаточных дополнительных возможностей российских приграничных терминалов, запрет не повлечет каких-либо сложностей с перевозкой экспортных и импортных грузов на европейском направлении», — заявили в ведомстве. В нем считают, что решение Польши носит больше политический, нежели практический характер.
Запрет движения фур — не главная проблема
Заместитель гендиректора компании «АвтоКомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов также подтверждает, что запрет движения фур через Польшу не вызовет коллапса на рынке автозапчастей.
Фото: Shutterstock
По его словам, этот канал поставок уже много месяцев сокращается, так что новые решения правительств не приведут к существенным изменениям ситуации. По словам Плисова, куда более действенными санкционными мерами оказались запреты на денежные переводы.
«Деньги ходят все дольше, а оплата посредников стоит все дороже. Так на банковских транзакциях можно потерять от 8 до 12%. И это еще ты ничего не привез, а только оплатил товар», — говорит Плисов.
Источник Autonews.ru это подтверждает. По его словам, оплата автомобилей и автомобильных запчастей по параллельному импорту из Европы действительно становится все сложнее и дороже. Другой проблемой, по его словам, является давление в виде угроз вторичными санкциями на страны Центральной Азии, которые вынуждены бороться с тем, что некоторые фуры въезжают из Европы в Россию с товаром, который по документам предназначен для Казахстана или Узбекистана, но до этих пунктов назначения не доходит. В итоге уже Казахстан препятствует тому, чтобы автовоз с машинами для его рынка «терялся» в России на пути из Европы.
Источник: www.autonews.ru