Перегрев автомобильного двигателя может происходить по разным причинам, и одна из них – засорение охлаждающего радиатора.
- 1 Когда следует производить промывку радиатора
- 2 Средства для промывки радиатора системы охлаждения двигателя
- 3 Мягкая промывка радиатора охлаждения
- 4 Внутренняя промывка радиаторов обыкновенной водой
- 5 Наружная очистка радиатора от грязи
Промывка радиатора охлаждения двигателя должна производиться периодически, и ждать, когда мотор начнет постоянно греться, не следует – перегрев ведет к поломке двигателя, и все это заканчивается капитальным ремонтом силового агрегата. Здесь мы рассмотрим, в каких случаях следует производить промывку, какие средства для этого должны использоваться, как нужно правильно промывать.
Когда следует производить промывку радиатора
Промывку радиатор охлаждения (РО) изнутри рекомендуется делать в следующих случаях:
- при замене охлаждающей жидкости (ОЖ);
- при помутнении тосола или антифриза в радиаторе;
- при попадании в РО моторного масла (такое может случиться при повреждении прокладки головки блока).
РО необходимо промывать не только изнутри, но и снаружи, так как он часто забивается грязью. Когда автомобиль двигается, с дороги на радиатор летит пыль, в РО забиваются мошки и другие летающие насекомые. Наружную промывку следует проводить по мере загрязнения радиаторной поверхности, рекомендуется выполнять процедуру не реже чем один раз в два года.
Средства для промывки радиатора системы охлаждения двигателя
Средства для промывки охлаждающей системы используются самые разные, начиная от простой водопроводной воды и заканчивая специальной автохимией. Снаружи радиатор может промываться без снятия с автомобиля, но на многих машинах все же требуется частичная разборка, так как доступность к нему часто ограничивают различные декоративные элементы, в том числе и решетка радиатора.
Химические промышленные средства в основном применяются для чистки РО изнутри, также есть различные народные способы, где используется:
- раствор уксусной кислоты;
- молочная сыворотка;
- «Крот» для промывки унитазов и раковин;
- «Спрайт» или Coca Cola;
- лимонная кислота;
- Domestos или Cillit Bang;
- Каустическая сода.
В интернете часто можно встретить различные советы, но применение народных методов на практике может привести к плачевным результатам, вполне вероятно, что радиатор после подобных экспериментов придется менять. Лучше не испытывать судьбу, использовать те средства, которые специально предназначены для очистки РО. Промышленностью выпускается много химических составов, среди известных производителей продукции следует отметить:
- Liqui Moly;
- XADO;
- LAVR;
Есть очистители, специально предназначенные для наружной очистки, с помощью их быстро и эффективно отъедается плотно спрессованная грязь с любых радиаторных поверхностей. Автохимия упаковывается в различные емкости:
- канистры;
- аэрозольные баллончики;
- флаконы.
Цена упаковки зависит от нескольких факторов:
- объема емкости;
- бренда;
- химического состава.
Есть концентраты, которые необходимо разводить водой в определенной пропорции. Также существуют аэрозольные баллончики, из которых средство распылением наносят на загрязненную поверхность.
Стоимость самого дешевого средства для промывки радиаторов может быть менее 100 рублей, но насколько эффективным и безвредным для системы охлаждения будет его состав, сказать трудно. Автохимия известных брендов стоит дороже, зато и хороший результат здесь гарантирован почти на 100%.
Возьмем для примера очиститель радиатора Radiator Flush от компании XADO – флакончик этого концентрата 250 мл стоит приблизительно 250-300 рублей, предназначен для разового применения. Химический препарат 250 миллилитров заливается в радиатор объемом 10-12 литров, способен быстро растворить накипь и отложения, удалить следы ржавчины и грязи из охлаждающей системы двигателя.
Препарат полностью безвреден для всех деталей и материалов охлаждающей системы, поэтому после его применения:
- не потекут и не вздуются патрубки;
- не забьются каналы;
- не разъест алюминий или чугун.
Мягкая промывка радиатора охлаждения
Существует такой термин как мягкая промывка, составы специально разработаны для промывки сильно загрязненных систем. Препараты используются в случае, когда:
- идет перегрев двигателя (чаще положенного включается электровентилятор, рабочая температура двигателя повышается на несколько градусов);
- плохо греет салонный отопитель.
Промывка называется мягкой потому, что она действует не агрессивно, а постепенно, в процессе эксплуатации автомобиля. Среди отечественных продуктов здесь следует отметить автохимию компании «Моторесурс». Проводить очистку сильно загрязненных систем с этим средством следует следующим образом:
- на остывшем двигателе открываем пробку радиатора;
- выкачиваем из системы охлаждения 200 мл антифриза (тосола);
- выливаем в радиатор содержимое упаковки, закрываем радиаторную крышку.
Проезжаем на автомашине 1,5-2 тыс. км, затем полностью меняем тосол в охлаждающей системе. В качестве профилактики рекомендуется добавлять средство компании «Моторесурс» в чистую охлаждающую жидкость.
Внутренняя промывка радиаторов обыкновенной водой
Промывка РО простой водой – самый безопасный способ, который только существует. Промывку необходимо делать после замены тосола или антифриза, также при загрязнении охлаждающей жидкости. Понять, что тосол стал грязным, несложно, для этого достаточно открыть радиаторную пробку и заглянуть в сам радиатор.
Промывание делаем следующим образом:
- прогреваем двигатель до рабочей температуры, затем его глушим;
- подготавливаем емкость для слива старой охлаждающей жидкости;
- если есть защита под двигателем, снимаем ее;
- аккуратно открываем радиаторную пробку – чтобы не ошпариться, следует ее поворачивать, используя полотенце или большой отрезок тряпки;
- сливаем содержимое радиатора, ждем минут 10-15, тосол должен вытечь весь, а мотор при этом остыть;
- также сливаем жидкость с блока цилиндров, открутив на нем пробку;
- закручиваем пробки, заливаем чистую воду, желательно, чтобы она была дистиллированной;
- прогреваем двигатель до рабочей температуры, воду сливаем. Если жидкость стекает грязная, промывку необходимо повторить;
- так промываем охлаждающую систему до тех пор, пока из радиатора не начнет сливаться чистая вода;
- после чистящей процедуры заливаем в радиатор чистый тосол, на этом промывку можно считать законченной.
Наружная очистка радиатора от грязи
Грязь, летящая дороги, оседает на РО плотным слоем, и отчистить ее иной раз очень трудно. В составе автомобиля нормально очищаются радиаторы с небольшой степенью загрязнения – если РО забит сильно, его в любом случае следует снимать.
Кто-то из водителей пытается счистить слой спрессовавшихся отложений ножом или скребком, но делать это крайне не рекомендуется – можно повредить острым предметом радиаторные соты. Безопасно и эффективно очищаем РО следующим образом:
- сливаем антифриз;
- снимаем радиатор;
- наносим на радиаторную поверхность путем распыления из баллончика специальный состав для чистки радиаторов кондиционера (например, Liqui Moly);
- ждем некоторое время, затем смываем грязь струей проточной воды под небольшим давлением;
- повторяем процедуру до тех пор, пока радиатор не станет чистым.