Накрутки в сотни и тысячи долларов, переплата «за воздух» и ценовая дискриминация. Как американские продавцы из-за кризиса стали очень похожи на российских
Фото: Shutterstock
Схожим образом Ford потребовал снизить наценки и пригрозил сократить поставки самых популярных моделей, если этого не произойдет. И все же новый электрический пикап F-150 Lightning и внедорожник Bronco остаются одними из самых «накрученных» автомобилей на рынке, за которые дилеры просят намного больше, чем декларирует Ford. А все потому, что автосалоны независимы, а в словосочетании «рекомендованная розничная цена» акцент делается именно на рекомендации.
Молодые производители вроде Tesla и Rivian пытаются выстроить новые сети продаж и обслуживания, в которых не используются услуги независимых дилеров. Их модель основана на прямых поставках клиентам: заказываешь автомобиль в интернете и получаешь его непосредственно от производителя. Без посредников в виде алчных продажников и утомительной борьбы за цену. А для «живого» взаимодействия у таких компаний есть собственные дилерские и сервисные центры.
Однако во многих штатах действуют законы о франшизах, которые защищают независимых дилеров, — из-за этих законов очень сложно разрушить существующую систему и предложить клиентам потенциально лучший способ покупки автомобиля.
Политический двигатель V8
Справедливости ради надо сказать, что дилеры далеко не бесполезны. Они предоставляют дистрибуционную и сервисную сеть, которая важна как производителям, так и клиентам. Покупатели получают возможность изучить машину, прокатиться на ней, выяснить все подробности — и все это обходится дилерам в копеечку, потому что нужны здания, оборудование и персонал. Если производитель объявляет отзывную кампанию, тысячи дилеров по всей стране помогают в решении проблемы. И конечно, они создают кучу рабочих мест.
Фото: Shutterstock
Но здесь есть и оборотная сторона: широко разросшиеся дилерские сети получают большую политическую власть. Их масштаб настолько велик, что с ним приходится считаться чиновникам на всех уровнях, от местного до федерального. Это, а также тот факт, что это индустрия на триллионы долларов, делает дилеров мощной лоббистской силой. Оппоненты же заявляют, что законы по защите франшиз, принятые благодаря этим сетям, мешают бизнесменам создавать новые модели ведения дел, более эффективные и лучше подходящие для клиентов.
Мы связались с Национальной ассоциацией автомобильных дилеров (NADA), представляющей интересы более чем 16 тыс. автосалонов по всей Америке, и получили ответ. «Законодательные власти штатов приняли законы по защите франшиз и продолжают их активно поддерживать, чтобы отделять производство автомобилей от их продажи, избежать монополизации цен со стороны производителей, развивать конкуренцию продаж и обслуживания, а также сохранять локальные вакансии и инвестиции, — прокомментировал вице-президент NADA по коммуникациям Джаред Аллен. — Система франшиз способствует всем этим важнейшим факторам лучше, чем какая-либо еще».
Некоторые из этих утверждений — например, что дилеры создают рабочие места, — неоспоримы. А вот другие вызывают много вопросов. Во-первых, в США больше дюжины автопроизводителей, и ни один даже близко не похож на монополиста. И еще непонятно, как добавление посредников может снизить цены для клиентов, особенно с учетом того, что сами посредники полагаются на арсенал трюков, призванных эти цены завышать. К слову, многие дилеры — вовсе не семейный бизнес: вся индустрия непрерывно консолидируется, и сотни салонов по всей стране сейчас принадлежат многомиллиардным корпорациям.
На протяжении многих лет Федеральная торговая комиссия (FTC), чьей обязанностью является забота о потребителях, борется за изменение франшизных законов, чтобы компании вроде Tesla и Rivian получили больше свободы в создании новых бизнес-моделей, работающих напрямую с покупателями. «Штаты должны позволить клиентам выбирать не только машины, но и способ их покупки», — писали представители FTC в 2015 году. Но законы продолжают защищать дилерскую модель и препятствовать инновациям.
Фото: Shutterstock
Этим летом FTC предложила новые правила, нацеленные на борьбу с махинациями и обманом, обнаруженными во многих дилерских центрах. «В свете роста цен на автомобили комиссия нацелена искоренить трюки и ловушки, затрудняющие сравнительный анализ прайс-листов и нагружающие клиентов тысячами долларов незапланированной «мусорной» переплаты», — говорилось в заявлении.
В новых правилах FTC предлагает запретить обманную рекламу, где дилеры обещают машины по намного меньшим ценам, чем собираются продавать; запретить «мусорные доплаты за дополнительные продукты и услуги, которые не приносят клиентам выгоду»; а также требовать, чтобы дилеры сразу публиковали все цены и условия покупки их автомобилей.
NADA, разумеется, выступает против этих правил. «Предложения FTC нанесут огромный вред покупателям, потому что транзакции сильно растянутся во времени, процесс покупки станет куда сложнее и запутаннее, в результате вырастут цены, поэтому NADA просит FTC вернуться за стол переговоров и хорошенько подумать, прежде чем настаивать на введении неизученных и неопробованных правил, которые так сильно ударят по клиентам», — сказал вице-президент NADA по коммуникациям Джаред Аллен.
Как купить машину на этом сумасшедшем рынке
Мы спросили Мишель Кребс, автомобильного аналитика с многолетним стажем, может ли она дать совет, что делать на безумном рынке. «Я всегда советую набраться терпения и упорства, — комментирует Кребс. — Нужно методично перебирать предложения, закладывать гибкость при выборе и быть готовым к тому, что вы не найдете машину именно той марки и модели, которую хотите. И главное — расширяйте географию. Большинство не хочет ехать дальше чем за 25 миль от дома».
Фото: Shutterstock
В поисках своего нового пикапа я провел многие часы, изучая предложения в интернете и общаясь с десятками дилеров по всему Западному побережью и вглубь континента. Некоторые пикапы стоили на $10–15 тыс. выше рекомендованных цен, и я обнаружил много теневых трюков — тех самых, с которыми пытается бороться FTC. Но были и честные дилеры, готовые без торга отдать пикап по РРЦ. Да вот беда: ждать его пришлось бы как минимум шесть месяцев. А так как старую машину у меня угнали, этот вариант не подходил.
К счастью, моя подруга нашла именно тот автомобиль, который я хотел, — в 400 милях от меня, в Южной Калифорнии, недалеко от дома ее родителей. Дилер сначала хотел $5 тыс. сверх рекомендованной цены, но благодаря ожесточенным переговорам сторговаться получилось до $2 тыс. В нормальное время это считалось бы грабежом. Но сейчас — ненормальное время.
Источник: www.autonews.ru