Автомобильное топливо постоянно дорожает, и многие водители с целью экономии денежных средств ищут различные альтернативные варианты.
- 1 Новые правила установки газобаллонного оборудования
- 2 Стоимость установки газобаллонного оборудования
- 3 Рейтинги газобаллонного оборудования
- 4 Что необходимо по новым правилам для установки ГБО
- 5 Техническое обслуживание газобалонного оборудования
- 6 Кому не нужно регистрировать газовое оборудование
- 7 Преимущества и недостатки работы автомобиля на газу
- 8 Автомобиль с дизельным двигателем на газовом топливе
- 9 Нужно ли устанавливать ГБО на автомобиль
Установка газобаллонного оборудования на автомобиль – одно из таких решений, но у ГБО есть как преимущества, так и свои недостатки. В этой статье мы рассмотрим, какие появились новые правила установки оборудования под газ, какова цена работы, и можно ли сэкономить на газовом топливе, если машину эксплуатировать постоянно.
- Новые правила установки газобаллонного оборудования
- Стоимость установки газобаллонного оборудования
- Рейтинги газобаллонного оборудования
- Что необходимо по новым правилам для установки ГБО
- Техническое обслуживание газобалонного оборудования
- Кому не нужно регистрировать газовое оборудование
- Преимущества и недостатки работы автомобиля на газу
- Автомобиль с дизельным двигателем на газовом топливе
- Нужно ли устанавливать ГБО на автомобиль
Новые правила установки газобаллонного оборудования
Изменения в правилах, касающиеся установки ГБО на машину, стали работать с первых чисел 2015 года. До введения закона процедура регистрации газового оборудования была не самой простой, автовладельцу приходилось побегать по инстанциям. Для оформления ГБО хозяину автомашины нужно было:
- предъявить в ГИБДД два свидетельства (по формам 2А и 2Б);
- написать несколько заявлений.
Свидетельства при установке в фирме должна выдавать компания, выполняющая работу по монтажу оборудования. Несмотря на все сложности, ГБО регистрировали, и особых трудностей у владельца транспортного средства (ТС) не возникало.
С 2015-го года газовое оборудование считается изменением, вносимым в конструкцию автомашины, и в техническом регламенте появилось множество поправок. Если сильно не вдаваться в подробности, то можно отметить следующее:
- конструктивные изменения потребуют от автовладельцев дополнительных средств;
- процедура оформления теперь становится более сложной и многоэтапной;
- времени на оформление уходит много (необходимо проходить две экспертизы – до установки ГБО и после, лишний техосмотр);
- теперь газовое оборудование могут ставить только сертифицированные сервисы, монтаж ГБО своими руками исключен;
- эксплуатация автомобиля на газу без разрешения Госавтоинспекции запрещена – водителю грозит не только наказание в виде штрафа 500 рублей, но и размещение авто на штрафной автостоянке.
Стоимость установки газобаллонного оборудования
Стоимость монтажа ГБО в специализированном сервисе может быть разной, она зависит от многих факторов:
- региона;
- поколения ГБО;
- модели оборудования;
- количества цилиндров двигателя;
- объема газового баллона;
- типа топливной системы (распределенный впрыск, карбюратор, непосредственный впрыск и т. д.);
- самого сервиса;
- вида газа (пропан-бутана или метана).
Также конторами предлагаются дополнительные опции, например:
- обшивка газового баллона карпетом;
- монтаж датчиков уровня газового топлива в баллоне;
- установка дополнительного газового редуктора.
Установка на автомобиль 4 поколения ГБО в любом случае обойдется дороже, чем монтаж газового оборудования 2-го поколения. Практически все конторы устанавливают газ на авто со своим материалом, цена самого ГБО включена в стоимость услуг. Чтобы понять порядок цен в 2017 году, приведем пример:
- установка итальянского оборудования фирмы LOVATO (4-ое поколение) «под ключ» с баллоном объемом 50-65 литров на авто с 4-х цилиндровым двигателем в Москве обойдется приблизительно в 30 тысяч рублей;
- цена установки в Екатеринбурге на автомобиль 5 поколения ГБО вместе с комплектующими деталями компании AEB (двигатель 8 цилиндров) будет стоить в районе 48-50 тыс. рублей.
Цены в СПБ приблизительно такие же, как и в столичном регионе, и в целом по России они значительно не отличаются, стоимость больше зависит от количества цилиндров в моторе и в меньшей степени от бренда.
Установка ГБО на метане обходится дороже, чем монтаж оборудования, работающего на пропане. Так в столичном регионе, чтобы установить газ-метан (Италия) второго поколения на авто с 4 цилиндровым движком (баллон 65 литров), нужно заплатить в среднем 41-42 тысячи рублей, оборудование 4-го поколения по цене выйдет еще дороже – 61-63 тысячи рублей.
На некоторых сайтах в интернете установлен калькулятор расчета, по которому автовладелец может самостоятельно рассчитать стоимость ГБО с монтажом, для этого в данные необходимо внести:
- модель автомашины;
- год ее выпуска;
- объем ДВС;
- количество цилиндров в двигателе;
- тип топливной системы;
- желаемый объем газового баллона.
Специализированными сервисами в основном предлагаются комплектующие итальянских фирм, различных брендов на российском рынке представлено очень много. Самые известные производители, это:
- Lovato;
- ZAVOLI;
- Landi Renzo;
- BRC;
Автовладельцу сделать выбор из всего многообразия продукции, представленной на рынке, непросто, но в сети интернет опубликованы рейтинги, есть отзывы пользователей, по ним можно ориентироваться при покупке ГБО.
Рейтинги газобаллонного оборудования
Наиболее популярной в рейтингах ГБО является продукция итальянских компаний BRC, Landi Renzo, OMVL. Все эти фирмы производят очень надежное оборудование, нареканий по качеству к нему немного. Недостаток компонентов BRC – относительно высокая цена, возникают проблемы с приобретением оригинальных комплектующих.
Немного уступает в позиции лидерам продукция производителя Lovato, основные недостатки оборудования:
- нестабильность работы редукторов в холоде;
- низкая ремонтопригодность некоторых узлов Ловато.
Комплектующие детали ГБО турецкой компании Atiker выгодно отличаются своей низкой ценой, многие компоненты являются копией оборудования итальянских марок. Но в качестве «Атикер» заметно проигрывает итальянцам – часто из строя выходят резиновые уплотнители и сальники.
Также на рынке присутствует и российское оборудование, оно представлено компанией Digitronic, собирается ГБО из импортных комплектующих разных стран. Самый главный недостаток так называемой «российской» продукции – сложность в настройке электроники, для установки и обслуживания ГБО необходим высококвалифицированный мастер. Детали Digitronic поставляются разного качества, и не всегда они отвечает предъявляемым требованиям.
Что необходимо по новым правилам для установки ГБО
Монтаж ГБО с 2015-го года приравнивается к изменению в конструкцию ТС, прежде чем приступить к монтажу ГБО, автомобилю необходимо пройти экспертизу – есть вероятность отказа в регистрации сотрудниками ГИБДД. Затем, чтобы получить разрешение на монтаж оборудования, в Госавтоинспекцию РФ необходимо предоставить документы:
- ПТС;
- заключение предварительной экспертизы;
- личный паспорт;
- заявление;
- СТС (свидетельство о регистрации).
Также необходимо предоставить для осмотра саму автомашину. После монтажа ГБО экспертиза делается повторно, по результатам ее проводится техосмотр. Затем документы в ГИБДД подаются еще раз, здесь дополнительно представляется:
- свидетельства 2А и 2Б, составленные компанией-установщиком;
- диагностическая карта (результаты техосмотра);
- сертификат компании, выполняющей установочные работы;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- заявление на разрешение получения свидетельства;
- копии сертификатов.
Транспортное средство (ТС) вновь проходит осмотр, и только после этого выдается разрешение на эксплуатацию автомобиля с газобаллонным оборудованием. Следует отметить, что если автовладелец перед установкой ГБО не получил разрешения и не провел экспертизу ТС, он даже с наличием сертификата соответствия, выданным в специализированном сервисе, не сможет зарегистрировать изменения в конструкции.
Стоит отметить, что Госавтоинспекция не проводит техническую экспертизу, а занимается только выдачей разрешения. Свидетельство, выданное после прохождения последней экспертизы, следует представить в отдел ГИБДД – все изменения, внесенные в конструкцию ТС, должны быть зафиксированы автомобильной инспекцией.
Если автовладелец установил ГБО, не получив на это разрешения, выход один:
- снять оборудование;
- пройти экспертизу, получить разрешение;
- произвести установку деталей в специализированной организации;
- повторно пройти осмотр;
- получить свидетельство;
- зарегистрировать конструктивные изменения в ГИБДД.
По новым правилам регистрация ГБО обходится в среднем на 10-12 тыс. руб. дороже, чем раньше, и некоторые автовладельцы задумываются и сомневаются в целесообразности использования ГБО.
Техническое обслуживание газобалонного оборудования
Установленное ГБО должны периодически проверяться в специализированных сервисах, автомобили должны обслуживаться примерно один раз в два года. Газовые баллоны имеют определенный срок службы, по истечению которого необходимо производить их замену. Во время сервисного обслуживания проверяется:
- герметичность соединений газопроводов;
- надежность крепления компонентов газового оборудования.
Дата проведения обслуживания указывается в документе, выдаваемом водителю. В основном обслуживание выполняется той же организацией, которая производила установку ГБО. Баллоны с закончившимся сроком службы не допускаются к эксплуатации.
Кому не нужно регистрировать газовое оборудование
Вносить изменения в регистрационные документы нет необходимости в следующих случаях:
- если ГБО вписано в документы до 27.01 2015 г.;
- когда на автомобиле установка газобаллонного оборудования предусмотрена заводом-изготовителем, и это отмечено в документации.
Преимущества и недостатки работы автомобиля на газу
Газобаллонное оборудование на автомобиле пользуется большой популярностью в России, особенно часто встретить ГБО можно на коммерческих автомобилях типа «Газель» или «Соболь». По расходу газ получается не экономичнее бензина или солярки, в основном пропан-бутана или метана на 100 километров потребляется даже немного больше, чем другого вида топлива. Но преимущество газа – в его цене, один литр пропана стоит приблизительно в 2 раза дешевле, чем 1 л бензина. Заправляться метаном еще выгоднее, но у этого горючего есть серьезный недостаток – автомобильных заправок на метане по России еще мало, и заправиться газом порой проблематично.
Раньше автовладельцы нередко устанавливали ГБО своими руками, это не запрещалось законом, и на установке экономили денежные средства. С 2015 года работы по монтажу газового оборудования разрешается выполнять только в сертифицированных мастерских, и сэкономить на установке никак не получается. В первую очередь новые правила «ударили» по частникам, которые не используют свой транспорт в коммерческих целях и эксплуатируют автомобиль нечасто. Чтобы окупить дорогостоящее газовое оборудование, автовладельцу нужно проездить не один год, а некоторые хозяева машин за это время могут продать авто, так и не воспользовавшись преимуществами ГБО.
У газа также есть недостатки:
- газовые заправки встречается значительно реже, чем обычные, в некоторых случаях приходится специально до них ехать, чтобы заправиться;
- газ на заправках не всегда имеется в наличии;
- при установке ГБО на новый автомобиль можно потерять гарантию;
- газовый баллон, установленный в багажнике, занимает много места;
- на газу несколько снижается мощность автомобильного двигателя.
Плюс газового топлива заключается в том, что мотор на нем работает чище, и практически не возникает детонация, так как газ обладает более высоким октановым числом, чем бензин. То, что автомобиль на газу взрывоопасен, скорее миф, чем реальность – машины на бензине более взрывоопасны, а от критических ситуаций никто не застрахован. Автомобиль, работающий на пропане или метане, загореться или взорваться может только в случае, когда присутствует серьезная утечка газа, но ее автовладелец обязательно определить по запаху.
Автомобиль с дизельным двигателем на газовом топливе
Идея перевести дизельный двигатель на газ впервые появилась несколько десятилетий назад, но в силу конструктивных сложностей перевод в то время осуществлен не был. Еще тогда не было необходимости в переходе на газовое топливо – солярка стоила недорого, и большой экономии не получалось.
О газе вспомнили относительно недавно, и это сделали европейцы – они привыкли считать деньги в своем кармане. Есть два способа адаптировать дизель для работы на газовом топливе:
- сделать проточки на поршнях или в камерах сгорания, тем самым снизив степень сжатия, установить систему зажигания и свечи;
- установить ГБО, в этом случае дизельный ДВС сможет работать сразу на двух видах топлива – на газе и солярке в определенной пропорции.
Первый способ очень трудозатратный и дорогой, к тому же после модернизации мотор сможет работать только на газу, альтернативных вариантов здесь нет. Второй метод более реальный, и последнее время газодизелей в России появилось немало, в основном газовые дизели работают на метане.
Нужно ли устанавливать ГБО на автомобиль
Нужно ли устанавливать газ, каждый автовладелец решает для себя сам. Здесь следует подходить с экономической точки зрения – если машина эксплуатируется в коммерческих целях и приносит доход, ставить газовое оборудование нужно. С каждого пройденного километра экономится 20-25%, и это с учетом стоимости ГБО и всех затрат на обслуживание.
Для автомобилей, потребляющих в среднем 6-7 л топлива на 100 км пути, установка газового оборудования не оправдана – окупаемости газа придется ждать очень долго.